Знаменские смотрины
29 ноября 2017
В академических классах есть традиция отмечать три народных праздника: Знаменские смотрины, Святки и Масленицу; а также три светских - День Школяра, Новый год и Последний звонок.
29 ноября в школе прошли традиционные «Знаменские смотрины». К нам приезжали наши давние друзья - слабослышащие дети из Интерната 1, Выборгского района.
Праздник включал в себя игру по станциям. На каждой станции академики проводили фольклорные мастер-классы. Здесь были и народные игры: «Утка и селезень», «Тетера», «Челнок», и плясовая, где Николай Кириллович Головкин - учитель географии и гармонист - рассказывал о том, как закружить «Метелицу», и колобковая, где месили тесто и лепили пироги, а также многое другое.
Праздник «Знамения» имеет очень давнюю историю и, как ни странно, в итоге очень даже петербургскую и школьную. Началось все в 1170 году, когда отряд князя Андрея Боголюбского атаковал Великий Новгород. Жители города подняли икону «Знамения Пресвятой Богородицы». Одна из случайных стрел попала в лик Девы, и, как повествует летописец, Богородица отвернулась от осаждавших.
Новгород был спасён, а дружина князя Андрея бежала в панике. С тех пор этот образ стал глубоко почитаем, но не только в северных землях, но и по всей Руси. Любопытно, что икона «Знамение» была одной из любимых икон Романовых, и Петр I получил в качестве отцовского наследства такую икону. Он перевёз её в строящееся «Царское село», где заложил под икону церковь. После смерти императора икона отошла дочери Елизавете. Елизавета Петровна очень почитала эту икону, и указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован в день иконы «Знамения». Когда же открылся Царскосельский лицей, то лицеисты ходили именно в Знаменскую церковь. Александр Сергеевич Пушкин написал одно из первых своих школьных стихотворений, посвящая его этому образу:
«В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она...»